Доброго всем времени суток.
Честно говоря, по целому ряду причин, не очень хотелось писать о прошедшей экспедиции «Грузия 2015», из которой «Черноморские бродяги» вернулись в октябре. Одной из причин нежелания, является отсутствие интереса у форумчан ОРМ к планируемой поездке на стадии подготовки. Это и понятно. В стране бардак. Состояние общей херовости не проходит, а только усугубляется, а тут я, «с праздником души….»
На днях говорил по телефону с одним товарищем-джипером из Западной Украины, с которым говномесили не единожды по Карпатам. Так вот, в числе других вопросов он отметил, что одним из способов отвлечься от сказочных реалий сегодняшнего дня, является просмотр фильмов о наших былых, совместных покатушках…… Ностальгия! Хорошо было!
Вот я и подумал, что если этот отчет и прилагаемые фильмы помогут хотя бы одному человеку улучшить настроение или определиться в выборе цели маршрута, то ………..
Собственно расписывать большой отчет нет смысла, так как это было бы фактическим повторением моего прошлогоднего отчета. Грузия все такая же красивая и гостеприимная. Уезжать не хочется. Прошлогодняя экспедиция, это была как бы разведка боем. Куда и зачем ехал, знал исключительно теоретически. А вот в этом году, ехал целенаправленно. Маршрут планировался такой же, но с некоторыми изменениями. Например, посещать Джуту вторично не хотелось. Были сомнения по поводу Трусовского ущелья. Ну и т.д. Максимум времени хотелось уделить Сванетии, Тушетии, Хевсуретии, посетить район Рачо и далее по списку….
Забегая наперед, скажу, что в силу объективных причин (ряд досадных поломок второй машины и задержка с выездом из Одессы) мы потеряли более 7 суток. Поэтому не смогли воплотить в жизнь всё запланированное, а изменения в маршрут вносили по ходу движения.
Но это не страшно, хотя и неприятно. Зато есть повод опять туда поехать.
Итак, начнем…
Часть пути проходящего по территории РФ описывать не буду, дабы не давать поводов для ненужных дебатов. А для тех, кто в силу различных причин рассматривает вариант проезда по РФ отмечу, прекрасные дороги с развитой инфраструктурой и неприлично дешевую солярку (мы заправлялись по 24-28 руб. за литр. На брэндовых АЗС по 32-34 руб.).
Прекращение поборов при пересечении административных границ между Ставропольем, Кабардино-Балкарией и Осетией (местных полицаев заменили командированными). Удивило отсутствие обменных пунктов. Все только за рубли. Причем принимать доллар в качестве оплаты никто не хочет. Поменять валюту можно только в банке, а искать данное учреждение в незнакомом городе или поселке – неоправданная трата времени. Карточки «Виза» и «Мастер карт» работают фактически везде.
На территории РФ случилась первая поломка. Срезало болт крепления генератора. Как следствие прослабленный ремень и полная разрядка аккумуляторов. Мудохаясь на вечерней трассе с его снятием, а также в ходе ночного поиска места, где можно высверлить заломанный болт, вспоминали «добрым» словом киевских мастеров, которые накануне меняли двигло на этой машине. Вопрос был решен благодаря подсказке хозяина маленького придорожного кафе. По его наводке, в каком-то селе, местный «Кулибин», за «смешные деньги» высверлил болт и подобрал новый. После установки генератора на место, к нам подошел все тот же хозяин кафе и предложил пройти к нему и привести себя в порядок, а также угостил чаем и кофе. От денег отказался.
Решили наверстать упущенное время и погнали в ночь.
Но молодые «Черноморские бродяги» продержались до 4 утра, и начали вырубаться. Решили не рисковать, заехали на большую АЗС, встали в отстойник и завалились спать. Благо, был опыт подготовки машины под длительные экспедиции. Удачная конструкция спального места и наличие грузового бокса Terra Drive на крыше авто (спасибо харьковчанам), позволяли нам прямо с передних сидений перебраться на спальное место, не теряя времени на подготовку места отдыха.
Ближе к обеду проехали Владикавказ и начали втягиваться в предгорье Большого Кавказского хребта. Дорога петляет в ущелье, слева Терек и горы вокруг, которые становятся все выше и выше.
Пересечение границы РФ и Грузии прошло на удивление быстро. Объясняется тем, что курортный сезон закрыт. Отдыхающие разъехались и очередь рассосалась. Зато, по обе стороны границы грузовых фур не меряно. Но у них своя очередь и своя тусовка. Отношение российских погранцов и таможенников доброжелательное. Оформление и досмотр прошел быстро, без придирок и мы на «нейтралке».
Грузинскую границу прошли традиционно быстро. Таможня вообще к машинам не подходила. Просто махнули рукой, типа езжайте. Ну, мы и поехали…
Военно-грузинская дорога, Степанцминда, Гвелетские водопады, Храм Гергети Самеба, вершина Казбека подробно описаны в предыдущем отчете. Отмечу только то, что эти знаковые места все также прекрасны и удивительны. Повторное их посещение доставило удовольствие. Замечу, что в этот раз, Военно-Грузинская дорога была накрыта низкой облачностью. С одной стороны это ограничивало обзор окружающих пейзажей. Но, с другой стороны, это позволило увидеть красоту Кавказа с необычных ракурсов. Особо приятно было встретить старых друзей, которые тут же обеспечили нам ночлег и приятный вечер.