0
Почему не вымирает нравственность (окончание, часть 2)
Написано
Штюрман
,
14 May 2010
·
726 Просмотров
К ЧЕМУ ГОТОВИТЬ МЛАДУЮ ПОРОСЛЬ?
Так что же нужно говорить своим детям (внукам, ученикам, подрастающему поколению)? Стоит их учить умению вовремя подставить ножку или же умению вовремя протянуть руку? Мой совет очень простой: мудрить и спрашивать кого-либо не нужно. Если кто читает эти строки – он уже состоялся как человек, и УЖЕ имеет свою нравственную норму. Я, кстати, слышал, что есть случаи повреждения мозга, когда люди органически не могут врать. А есть патологические вруны. То есть, в какой-то мере вопрос нравственности может быть для человека предначертанным его персональной ДНК. А это значит, что мало того, что ты уже сформирован, сама основа твоей психики может не принимать каких-либо переделок в сторону уменьшения или увеличения нравственности. По всему получается, что только ТЫ САМ можешь решать вопрос чему обучать «молодую поросль». Просто нужно помнить: отсутствие нравственности – это путь к вынужденному одиночеству, либо вечная маска с разрывающим каждый день душу двоемыслием. Даже, если при этом будет ба-а-альшой материальный достаток. И первым, с кем потеряет связь юный безнравственный человек, будут его родители (учителя, наставники и т.д.). Хватит ли у тебя любви к детям на такое?
ЧТО ЖЕ СЛУЧИТЬСЯ, ЕСЛИ НРАВСТВЕННЫЕЗАПРЕТЫ НАРУШАТЬ?
С религиозной позиции – понятно. Будет воздаяние по делам твоим. А с обывательской? Да может ничего не случиться, по крайней мере, ты и не заметишь! Вот с философской – точно, как с религиозной: будет, всё-таки, воздаяние по делам твоим, только не от Бога (кармы, сонма богов), а от самого мира (ох уж эта бесконечная игра слов). И платить, возможно, придётся не тебе, а твоим близким или потомкам. Я в этом убеждён, потому, что не раз наблюдал в жизни такую расплату. А кто не верит, что ж – как говориться, его проблемы. И ещё могут быть угрызения совести: простая вроде штука, но печень умеет клевать не хуже того орла.
ПОЧЕМУ ВОКРУГ ПОЯВИЛОСЬ ТАК МНОГО «ОТМОРОЗКОВ» - ЭКЗЕМПЛЯРОВ HOMO SAPIENS ВООБЩЕ БЕЗ ЗАЧАТКОВ КАКОЙ-ЛИБО НРАВСТВЕННОСТИ?
Может всё-таки ПРИРОДНЫЙ механизм сдерживания агрессии в условиях НЕПРИРОДНОЙ жизни людей даёт сбой? В перенаселённых городах и мегаполисах, в невероятной плотности населения освоенных мест, в условиях разрушения традиционной патриархальной семьи, в постоянном присутствии около тебя других людей (в теле- и радиопередачах, газетных статьях и др. средствах массмедиа) может, Природа уже просто не способна сдержать агрессию? Лоренц, например, считал в 70-х годах, что деградация человека (в виде потери генетически передаваемых запретов поведения) налицо. Я думаю, что не всё так страшно. Появление сейчас множества «беспринципных» личностей связана с особенностью вида «Homo Sapiens». Люди живут не только в материальном, но и в мире своего сознания, разума (обычно говорят - духовном мире, но мне кажется, правильнее будет именовать его «ментальным»). И этот невидимый глазу мир в настоящие времена (когда для живущих в городах исчезла прямая угроза жизни от голода и враждебной природы) намного важнее для человека, чем мир материальный. Именно он определяет поступки человека, мотивирует его деятельность, ставит цели и т.д. Более того! Раньше под давлением агрессивности других племён, соседей или сильно разросшейся семьи человек мог уйти на новые земли и там строить свой мир по своим правилам. Сейчас уходить территориально некуда, и он пользуется старинным чисто человеческим изобретением – бегством в «никуда». Его новой территорией становится часть сознания, новое МЕНТАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО. Примером тому может служить любое новое учение: хоть христианство 30-х годов от рождества Христова, хоть социализм – образца 19-го – начала 20-го века. В новом мире (или, в мире нового учения) человек провозглашает новые ценности, новые запреты, новые отличия своих от чужих. Он теперь спокойно может строить свою собственную иерархию и становиться в ней главным. Здесь же, на том же географическом пятачке, где и находился раньше. Но теперь все места вверху НОВОЙ системы свободны, в то время, как в старом мире со старыми ценностями – все значимые места заняты, за них нужно драться и к ним так просто не пробьёшься… Что это, как не новая территория, новое пространство, куда сбегают зажатые агрессией со всех сторон, неприжившиеся в старом мире «лишние люди»? В новом мире – другие критерии важности. Там, например, не важна твоя национальность или багаж знаний, а важны преданность идее и пролетарское происхождение. Или наоборот, чужие – все, кто родился от матерей с другим языком общения или не носит на цепочке тайный знак, и так далее. Но, ломая и круша старые ценности, люди невольно ломают и те базовые запреты, которые собирались и передавались (как генетически, так и с воспитанием) от родителей к детям на протяжении тысячелетий. И от этого образуется часть социума вообще без запретов и принципов. А теперь давайте на протяжении менее чем сто лет второй раз сломаем все ценности старого мира! Вот мы и «маємо те, що маємо».
И ЧТО ТЕПЕРЬ СО ВСЕМ ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
Жить! Если кто-то читает эти строки, значит существование таких обесцененных понятий как честь, верность, благородство и т.п. ему не безразлично. Способ личного участия в этом процессе возрождения и сохранения нравственности я вижу только один - самому быть нравственным в меру сил. И создавать вокруг себя это поле "нормальности". Внутри своей семьи, среди друзей, приятелей, работы, клуба и так далее, и везде, где получится. Но в необходимость этого нужно сначала поверить - причём лично и глубоко. И быть готовым нести потери и носить в обществе ярлык "лоха". А вот это и есть самое сложное.
Чтобы научить человека без принципов мыслить нравственно, нужно поставить его в ситуацию, где цель не оправдывает средство, и в какой соседу своему нужно не делать того, что не хочешь чтоб делали тебе. А жизнь сама по себе человека в такой переплёт не помещает. Так что может его заставить мыслить по-новому? Шкалу ценностей (где-то я поймал термин - ценностной хребет) обществу нельзя дать вот так просто сверху, мол, нате – теперь это будут ваши ценности. (Пример тому – моральный кодекс строителя коммунизма). Ценностная шкала есть самообразующаяся система. Она складывается поколениями. Для того чтобы нравственные устои вошли в шкалу ценностей общества, нужно чтоб в нём было много «центров образования гормонов нравственности». И тогда постепенно из ста видящих нравственные поступки, по одному - двум новообращённым нравственность будет расширять свои владения. Но вот хватит ли стойкости ставшим на этот путь?
Конец
Так что же нужно говорить своим детям (внукам, ученикам, подрастающему поколению)? Стоит их учить умению вовремя подставить ножку или же умению вовремя протянуть руку? Мой совет очень простой: мудрить и спрашивать кого-либо не нужно. Если кто читает эти строки – он уже состоялся как человек, и УЖЕ имеет свою нравственную норму. Я, кстати, слышал, что есть случаи повреждения мозга, когда люди органически не могут врать. А есть патологические вруны. То есть, в какой-то мере вопрос нравственности может быть для человека предначертанным его персональной ДНК. А это значит, что мало того, что ты уже сформирован, сама основа твоей психики может не принимать каких-либо переделок в сторону уменьшения или увеличения нравственности. По всему получается, что только ТЫ САМ можешь решать вопрос чему обучать «молодую поросль». Просто нужно помнить: отсутствие нравственности – это путь к вынужденному одиночеству, либо вечная маска с разрывающим каждый день душу двоемыслием. Даже, если при этом будет ба-а-альшой материальный достаток. И первым, с кем потеряет связь юный безнравственный человек, будут его родители (учителя, наставники и т.д.). Хватит ли у тебя любви к детям на такое?
ЧТО ЖЕ СЛУЧИТЬСЯ, ЕСЛИ НРАВСТВЕННЫЕЗАПРЕТЫ НАРУШАТЬ?
С религиозной позиции – понятно. Будет воздаяние по делам твоим. А с обывательской? Да может ничего не случиться, по крайней мере, ты и не заметишь! Вот с философской – точно, как с религиозной: будет, всё-таки, воздаяние по делам твоим, только не от Бога (кармы, сонма богов), а от самого мира (ох уж эта бесконечная игра слов). И платить, возможно, придётся не тебе, а твоим близким или потомкам. Я в этом убеждён, потому, что не раз наблюдал в жизни такую расплату. А кто не верит, что ж – как говориться, его проблемы. И ещё могут быть угрызения совести: простая вроде штука, но печень умеет клевать не хуже того орла.
ПОЧЕМУ ВОКРУГ ПОЯВИЛОСЬ ТАК МНОГО «ОТМОРОЗКОВ» - ЭКЗЕМПЛЯРОВ HOMO SAPIENS ВООБЩЕ БЕЗ ЗАЧАТКОВ КАКОЙ-ЛИБО НРАВСТВЕННОСТИ?
Может всё-таки ПРИРОДНЫЙ механизм сдерживания агрессии в условиях НЕПРИРОДНОЙ жизни людей даёт сбой? В перенаселённых городах и мегаполисах, в невероятной плотности населения освоенных мест, в условиях разрушения традиционной патриархальной семьи, в постоянном присутствии около тебя других людей (в теле- и радиопередачах, газетных статьях и др. средствах массмедиа) может, Природа уже просто не способна сдержать агрессию? Лоренц, например, считал в 70-х годах, что деградация человека (в виде потери генетически передаваемых запретов поведения) налицо. Я думаю, что не всё так страшно. Появление сейчас множества «беспринципных» личностей связана с особенностью вида «Homo Sapiens». Люди живут не только в материальном, но и в мире своего сознания, разума (обычно говорят - духовном мире, но мне кажется, правильнее будет именовать его «ментальным»). И этот невидимый глазу мир в настоящие времена (когда для живущих в городах исчезла прямая угроза жизни от голода и враждебной природы) намного важнее для человека, чем мир материальный. Именно он определяет поступки человека, мотивирует его деятельность, ставит цели и т.д. Более того! Раньше под давлением агрессивности других племён, соседей или сильно разросшейся семьи человек мог уйти на новые земли и там строить свой мир по своим правилам. Сейчас уходить территориально некуда, и он пользуется старинным чисто человеческим изобретением – бегством в «никуда». Его новой территорией становится часть сознания, новое МЕНТАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО. Примером тому может служить любое новое учение: хоть христианство 30-х годов от рождества Христова, хоть социализм – образца 19-го – начала 20-го века. В новом мире (или, в мире нового учения) человек провозглашает новые ценности, новые запреты, новые отличия своих от чужих. Он теперь спокойно может строить свою собственную иерархию и становиться в ней главным. Здесь же, на том же географическом пятачке, где и находился раньше. Но теперь все места вверху НОВОЙ системы свободны, в то время, как в старом мире со старыми ценностями – все значимые места заняты, за них нужно драться и к ним так просто не пробьёшься… Что это, как не новая территория, новое пространство, куда сбегают зажатые агрессией со всех сторон, неприжившиеся в старом мире «лишние люди»? В новом мире – другие критерии важности. Там, например, не важна твоя национальность или багаж знаний, а важны преданность идее и пролетарское происхождение. Или наоборот, чужие – все, кто родился от матерей с другим языком общения или не носит на цепочке тайный знак, и так далее. Но, ломая и круша старые ценности, люди невольно ломают и те базовые запреты, которые собирались и передавались (как генетически, так и с воспитанием) от родителей к детям на протяжении тысячелетий. И от этого образуется часть социума вообще без запретов и принципов. А теперь давайте на протяжении менее чем сто лет второй раз сломаем все ценности старого мира! Вот мы и «маємо те, що маємо».
И ЧТО ТЕПЕРЬ СО ВСЕМ ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
Жить! Если кто-то читает эти строки, значит существование таких обесцененных понятий как честь, верность, благородство и т.п. ему не безразлично. Способ личного участия в этом процессе возрождения и сохранения нравственности я вижу только один - самому быть нравственным в меру сил. И создавать вокруг себя это поле "нормальности". Внутри своей семьи, среди друзей, приятелей, работы, клуба и так далее, и везде, где получится. Но в необходимость этого нужно сначала поверить - причём лично и глубоко. И быть готовым нести потери и носить в обществе ярлык "лоха". А вот это и есть самое сложное.
Чтобы научить человека без принципов мыслить нравственно, нужно поставить его в ситуацию, где цель не оправдывает средство, и в какой соседу своему нужно не делать того, что не хочешь чтоб делали тебе. А жизнь сама по себе человека в такой переплёт не помещает. Так что может его заставить мыслить по-новому? Шкалу ценностей (где-то я поймал термин - ценностной хребет) обществу нельзя дать вот так просто сверху, мол, нате – теперь это будут ваши ценности. (Пример тому – моральный кодекс строителя коммунизма). Ценностная шкала есть самообразующаяся система. Она складывается поколениями. Для того чтобы нравственные устои вошли в шкалу ценностей общества, нужно чтоб в нём было много «центров образования гормонов нравственности». И тогда постепенно из ста видящих нравственные поступки, по одному - двум новообращённым нравственность будет расширять свои владения. Но вот хватит ли стойкости ставшим на этот путь?
Конец