0
Почему не вымирает нравственность (продолжение)
Написано
Штюрман
,
26 April 2010
·
614 Просмотров
Потом я для сравнения нашёл нравственные заповеди буддистов (как представителей совершенно другого этноса с другой историей):1. Не убивай, но спасай чужую жизнь. 2. Не укради, но уважай собственность других и практикуй щедрость.3. Не прелюбодействуй, но будь верен своему спутнику жизни.4. Не лги в речах своих, будь честным и искренним. 5. Не клевещи, но вноси гармонию между людьми.6. Не говори грубо. 7. Не трать время на пустую болтовню или сплетню. 8. Пресеки алчные мысли.9. Не причиняй зла кому-либо.10. Верь в закон причины и следствия, не отрицай существование Будд, прошлых и будущих жизней.Не правда ли, что-то уже известное слышится в этом тексте вместе с перезвоном буддийского колокольчика? Потом я лазил по справочникам – искал этику других религий и мировоззренческих систем. Напомню только для наглядности наиболее знакомые (близкие) нам десять заповедей христиан и иудеев:1. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.4. Помни день субботний: шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 5. Почитай отца твоего и мать твою. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.Что сразу бросилось в глаза:1. Нравственные нормы у всех народов даются в виде запретов.2. Основные из них очень древние, но в том или ином виде сохранились до настоящего времени.3. Большая и наиважнейшая их часть одинакова для разных народов с разных частей Земли, как для людей религиозных, так и живущих без религии. Очевидно, что эти запреты как-то важны для выживания человека. Что же делает эти самые нравственные нормы такими живучими и распространёнными, несмотря на кажущуюся их бесполезность для победы отдельной человеческой особи в её борьбе за выживание??Если отвечать с позиции религии – всё понятно. Нравственный закон дан Богом (богами) и нечего тут обговаривать. Можно только порассуждать о толковании тонкостей в понимании того или иного греха. Для людей нерелигиозных и материалистов ответ совсем не очевиден.Я всё же отыскал его для себя. Не у психологов, не у философов, не в учении про этику, а у естественнонаучного исследователя поведения животных Конрада Лоренца (лауреата Нобелевской премии, одного из основателей этологии). Удивительного тут нет ничего, если вспомнить, что мы с животными родственники и братья – у нас один создатель, который использовал схожие правила и принципы. Мало того, люди в своей гордости ЧЕЛОВЕКА почему-то забывают, что сами уже были (хоть и не долго) в материнской утробе и рыбой, и хвостатым зверем… Так что же Лоренц такого нашёл? Я постараюсь коротко передать только суть по разбираемому вопросу.Со школы мы знаем об инстинктах. И что они руководят животными в их поведении. Главными из них Лоренц называет инстинкты ПИТАНИЯ, РАЗМНОЖЕНИЯ, АГРЕССИИ и БЕГСТВА. Это относится в равной степени, как к животным, так и к мнящему себя свободным от них Человеку. Целая система всяческих физиологических (совершенно неконтролируемых и неосмысленных) реакций человека стоит за действием любого из его базовых инстинктов. Положим, это не ново. Но вот и новенькое! Инстинкты, если их долго не удовлетворяют, способны спонтанно (самопроизвольно) воплощаться в действие даже от ничтожных раздражителей. Это относится и к Агрессии. Например, если человек находится в обществе даже близких ему людей и не может вызволить наружу нарастающую агрессию, его способна вывести из себя любая незначительная мелочь. (Многие путешественники описывали так называемое «полярное бешенство»). Получается, что Агрессия заложена так же изначально и глубоко в суть человека и животных, как инстинкт продолжения рода. Значит, она выполняет какие-то очень важные функции для выживания. Понятно, что защита от внешних врагов-чужаков! Понятно, что сохранение детёнышей от чужих и своих! Понятно, что для выявления самых сильных (смелых, хитрых, красивых – главное наилучших) для размножения. Но, оказывается, именно Агрессия к существам своего вида толкает этот вид расселяться и занимать новые территории!! А ещё агрессия способствует появлению ДРУЖБЫ. Исследователи заметили, что личная дружба у животных есть только у тех видов, у которых сильно развит инстинкт агрессии.И вот тут возникает вопрос – почему же АГРЕССИЯ не убила в конечном счёте всех слабых? Почему жутко агрессивная мамаша-медведь не загрызла в порыве злобы своих малышей? А потому, что мудрый Творец (Бог, Природа и т.д.) всякую чрезмерность ограничивает какими-нибудь тормозами. И сдерживателем для внутривидовой агрессии именно и являются ритуальные поведенческие комплексы (запреты, нормы правила), которые животные (и человек) выработали за время существования своего вида. Из них часть - врождённые, а часть воспитывается и передаётся по цепочке от родителей (как передаётся и сама жизнь, и приёмы выживания). Эти-то инстинктивные запреты и предписания у животных являются аналогом нравственности у человека. Итак, нравственность – это тот цемент, который скрепляет и каждую пару (как разнополую, так и просто друзей у животных и людей), и семью, и любую социальную группу (школьный класс, банду, землячество, партию, племя и т.д.), и общество в целом, и всё человечество как таковое. Поэтому так любят людей нравственных видеть рядом (в своих рядах, за своей спиной) их не сильно нравственные вожди. Именно поэтому проявления грубости, несправедливости, лжи, насилия и т.д., то есть НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАПРЕТОВ, перестаёт сдержать ПРИРОДНУЮ человеческой агрессию у нормальных людей. И она тут же изливается наружу. Даже невыполнение простых норм приличия, принятых именно в НАШЕМ КРУГУ, сразу определяет Чужака и автоматически ВЫСВОБОЖДАЕТ агрессию. (Окончание следует)